ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“Развитие физических качеств обучающихся средствами прикладной аэробики”

Актуальность. Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной деятельности и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, общественно полезному труду. В Государственном образовательном стандарте отмечено, что одной из важнейших целей физической культуры в основной школе является развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности учащихся.

Физическая культура направлена на развитие личности. Идеалом является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать себя и приносить пользу людям.

Постановка проблемы. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться успеха в соревновательной деятельности не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Отсюда можно сделать вывод о том, что необходимо развивать физические качества детей, повышая при этом эмоциональный фон уроков и посещаемость занятий.

Что? Выполнение монотонных упражнений не привлекает детей на занятиях физической культурой. В связи с этим, я как учитель ищу средства для развития интереса у детей, которые будут способствовать не только развитию физических качеств, но и формированию сознательного отношения к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему здоровью.

Одним из таких средств является прикладная аэробика. Это вид спорта, зародившийся в фитнесе и впитавший в себя самые популярные и современные направления.

Средства прикладной аэробики направлены на развитие общей выносливости, координационных способностей, гибкости, скоростных качеств, и включает в себя комплексы упражнений для разминки, а также упражнения на растягивание и расслабление.

Цель – улучшение уровня физической подготовленности учащихся.

Задачи:

  1. Способствовать формированию знания о прикладной аэробике, отражающие ее социокультурные, психолого-педагогические и медико-биологические основы.
  2. Способствовать совершенствованию навыков базовых элементов прикладной аэробики, их вариативного использования в самостоятельных занятиях.
  3. Способствовать расширению двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных упражнений и овладению новыми движениями с повышенной координационной сложностью.
  4. Способствовать расширению функциональных возможностей систем организма, повышению его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей.
  5. Воспитывать морально-волевые, эстетические качества.
  6. Способствовать формированию музыкально-двигательных навыков и умений.

Для чего это использовать? Аэробика - это система гимнастических, танцевальных и других упражнений, выполняемых под музыку методом строго-регламентированного упражнения в аэробном режиме энергообеспечения. Именно разнообразие, постоянное обновление логически выстроенных, научно-обоснованных программ, высокий эмоциональный фон занятий, благодаря музыкальному сопровождению, позволяет этому виду тренировки удерживать высокий рейтинг, а также использовать её в системе подготовки учащихся.

Прикладная аэробика развивает двигательную подготовленность учащихся и позволяет оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий.

Прикладная аэробика способствует не только развитию и укреплению костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, но и активно помогает в регуляции весового показателя.

Как я это делаю? В основе методики - построение занятия с использованием средств базовой и танцевальной аэробики. Занятия прикладной аэробикой тесно связаны с технической подготовкой, включают элементы перемещений, стоек, поворотов, прыжков, а также других действий, изучаемых в образовательной программе по физической культуре.

Все занятия основаны на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевального стиля, что делает занятия привлекательными, дают возможность гармонично сочетать упражнения для развития физических качеств.

Разучиваемые комплексы соответствуют задачам конкретного раздела программы и находятся во взаимосвязи с ними. По ходу освоения базовых шагов аэробики, вводятся усложнения в хореографии, перемещениях, изменения в ритмотемповых характеристиках движений и исполнение танцевальных связок с различными предметами.

Изучение базовых движений осуществляется несколькими методами: словесным, показа, целостного разучивания упражнения и методом расчлененного разучивания упражнения.

Деятельность занимающихся организовывается фронтальным, индивидуальным или круговым способом (выполнение упражнений на “станциях” с различной целевой направленностью в составе небольшой группы).

В связи с особенностями прикладной аэробики я использую зеркальный показ, а также показ спиной к учащимся. Также использую акцентируемый показ отдельных фаз движения. Показ обязательно сопровождаю подсчетом и методическим комментарием. При этом осуществляю визуальный контроль за учениками, что обеспечивает правильность выполнения упражнения и безопасность во время занятия.

Результативность. Критериями оценки по физической культуре являются качественные и количественные показатели.

Анализ литературных источников позволил сформировать комплекс тестов, отражающих физическое развитие и функциональное состояние учащихся. На основании тестирования (педагогического эксперимента), в относительно короткие сроки, можно получить важную информацию о состоянии здоровья, планировать подходы, определять стратегию и тактику его улучшения. Выбранные тесты достаточно полно характеризуют физическое развитие и функциональное состояние основных жизнеобеспечивающих систем организма и позволяют определить эффективность применяемой  методики.

Для педагогического эксперимента были выделены контрольная (девушки 9-го класса) и экспериментальная (девушки 10-го класса) группы. В обеих группах было проведено входное тестирование. Достоверных различий по всему комплексу морфологических показателей, используемых в эксперименте обнаружено не было. Аналогичные результаты были зафиксированы и по показателям функционального состояния.

По итогам выходного тестирования были выявлены значительные положительные сдвиги у участников экспериментальной группы по показателям физического развития и функционального состояния.

Заключение. Таким образом, в результате сравнительного анализа полученных данных можно сделать вывод, что участники экспериментальной группы имеют более высокий уровень развития физической подготовленности.

Получаемые в ходе педагогического эксперимента результаты, подтверждают эффективность применяемой методики внедрения элементов прикладной аэробики в уроки физической культуры.